…ormal>Техника сумо включала в себя толчки, сбивы, заваливания. Так например коронный приём, сохранившийся до наших дней называется " Нодова" - "Петля на шею" и представляет из себя толчок в шею, хотя в древности наносился удар.Особое значение имелоа прежде всего сила. Упор делался на силу. Борцы  стремились путем специальной диеты увеличить собственный вес и, судя по изображениям,им это удавалось даже в те далекие, не вполне обеспеченные времена. На турнирах удары  перестали применяться из-за их чрезвычайной опасности для здоровья, но в реальном бою борцы  часто применяли удары руками и толчковый удар пяткой вперед. Так как победа в ритуальной схватке присуждалась борцу, бросившему противника наземь, то борьба в партере не велась и,  соответственно, не изучалась.

 

Тем не менее , глупо было бы предполагать, что не существовало систем воинской подготовки.Многочисленые воинские  дружины имели в своём составе профессиональных мастеров поединка , как правило на мечах и копье, лучников.Безоружная техника была вспрмргательной ибо предполагалось, что воин должен всегда быть при оружии.Но эти наставники были просто умелыми воинами и в большинстве своём не вникали в тайны психологии и стратегии.

 

Ситуация изменилась  в VIII-IX веках. В это время усилились контакты с материком, и мощный культурный поток вместе с  тысячами переселенцев хлынул из Китая и Кореи в Японию. Иммигранты привезли с собой свои оригинальные методы боя, в которых основное место отводилось разнообразным ударам руками

и ногами, болевым приемам на суставы. В этой связи нужно упомянуть полулегендарную школу Сёсё-рю ("Школа всех наград"), сообщения о которой то появляются то исчезают в источниках XII-XIV веков. Создателем сёсё-рю считается выходей из знатного китайского иммигрантскогорода, великий полководец Саканоуэ Тамурамаро, прославившийся своими победами над айнами. Спецификой этой школы было развитие исключительной силы руки и сверхзакалка ударных поверхностей, что, якобы, позволяло пробить стальную пластину панциря. Источники сообщают,что когда непобедимый военачальник конца XII века Минамото Ёсицунэ увидел работу мастера сёсё-рю, то был потрясен до глубины души. Скорее всего в Сёсё рю имели место шаолиньские жёсткие техники, доселе не известные в стране Восходящего Солнца.

Тёсуй-рю, созданная Отомо Комаро, изучившим китайское кулачное искусство у мастера Цзяньчжэня, приехавшего вЯпонию в правление императора Кокэна (749-758) также упоминается в летописях неоднократно.. Позже, в середине XIV века самурай Урабэ-но Сукунэ Канэсада усовершенствовал ее технику, добавив приемы китайского наставника Суньжэня Исю. Канэсада назвал искусство Тёсуй-рю "дакэн-дзюцу" - искусство кулачных ударов.Техника безоружного поединка Тёсуй-рю легла в основу Куки Синдэн-рю - одной из самых влиятельных школ японских бу-дзюцу.

Примерно с X века, параллельно со становлением военного сословия самураев начала складываться специальная боевая система борьбы в доспехах - ёрои-кумиути (кумиути, ёрои-гуми, каттю-гуми). Во многом она походила на сумо - те же толчки и сваливания.Это легко объяснимо, ведь бойцы в сражениях носили доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла искусственно нагнанный вес сумоиста. Да и громоздкие, похожие на коробки панциримешали брать удобный захват. Тем не менее техника ёрои-кумути была намного богаче. Здесь не было условных ограничений как в сумо - вести борьбу только стоя, ни в коем случаене падать на землю, не применять удары и оружие. Бойцы были вольны использовать любыеприемы и способы - важен был лишь результат.

 

Приемы ёрои-кумиути использовались во всех случаях, когда воин терял оружие - ронял его, ломал и т.п. В битвах X-XIII веков бой начинался с перестрелки из луков, за которой следовала встречная атака и противники тут же оказывались на земле. Меч в такой ситуациииспользовать было очень сложно -  попросту некогда вынимать из ножен. Поэтому ёрои-кумиути пользовалось в те дни гораздо большим почетом, чем фехтование на большихмечах-тати. Зато короткий меч-котати или кинжал-танто обладали большой популярностью,

так как ими можно было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиути.

 

Основу ёрои-кумиути составляли различные борцовские приемы - захваты, броски, заломы, удушения - позволявшие эффективно вести бой с вооруженным и одетым в доспехи противником.При случае воины могли также использовать удары руками и ногами, но только как вспомогательное оружие - о вражеский доспех было проще отбить руку или ногу, чем нанестикакой-нибудь вред.

Главным в ёрои-кумиути было правильное использвание бедер и силы конечностей. Достигалосьэто при помощи специального обоюдного симметричного захвата, который назывался ёцу-гуми -"четверное сцепление". В ёцу-гуми оба бойца плотно обхватывали друг друга, не хватаясь при этом руками за пластины доспеха. Такой захват помогал воину сохранять равновесие и мобильность и позволял эффективно контролировать действия противника.

 

 

 

 

В любой удобный момент один или оба бойца были готовы мгновенно обнажить короткий меч или специальный кинжал для пробивания доспехов, называвшийся ёрои-доси. Ёрои-доси носили

заткнутым за пояс на правом бедре, выхватывали его обычно левой рукой. Требовалось замечательное умение, чтобы контролировать противника одной рукой и поддерживать равновесие,пока вторая извлекала кинжал из ножен и пыталась поразить уязвимую, не прикрытую доспехами часть тела противника. Сделать это в свалке было крайне трудно, так как требовалось попасть в маленькую щель между пластинами, да еще под строго определенным углом.

 

В ёрои-кумиути часто применялись разнообразные броски с падением, в которых боец стремился использовать вес собственного тела и тяжесть доспеха, чтобы опрокинуть противника на землю.После броска он стремился навалиться всей массой сверху и использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем прикончить ударом кинжала.

 

Мастера ёрои-кумиути стремились к максимально эффективному использованию особенностей конструкции японского доспеха. Так, при нападении сзади рывком за козырек шлема вверх, когда задняя пластина упиралась в основание шеи, можно было легко сломать шейные позвонки.Металлическое кольцо для крепления колчана на задней пластине панциря применялось в качестве удобной рукоятки при бросках через бедро.

 

 

На протяжении очень долгого времени - примерно с XI по XVI века - ёрои-кумиути являлось главной формой борьбы без оружия, но канонизировано оно было довольно поздно - в XIV-XV веках. Хотя ёрои-кумиути вошло в программу многих школ бу-дзюцу, за первенство в его канонизации спорят две школы: Мусо тёкудэн-рю, по преданию основанная еще в XIII веке легендарным буддийским монахом Икэйбо Тёхэн, и Цуцуми Ходзан-рю, созданная в XIV века учеником полулегендарного основателя японских бу-дзюцу дзэнского монаха Дзион Цуцуми - Ямасиро-но ками Ходзан.

 

 

Начиная с середины XVI века японское искусство рукопашного боя без оружия претерпевает революционные изменения. Это было предопределено многими факторами. Изменился общий характер ведения боевых действий. Сражение этого периода - уже не грандиозный турнир, а столкновение армий, где роль индивидуального воина отходит на второй план перед коллективными действиями . Здесь никто не откликается на вызов на поединок, стальная конная масса попросту давит воина-одиночку, а стена копецщиков во мгновение ока превращает его в решето. Нападения   сзади, вдесятером на одного становятся обычным делом. По сравнению с предыдущим периодом резко возросла численность армий, которые теперь комплектуются не только из благородных  буси, но и из простолюдинов. Рост количества воинов в сочетании с новой маневренной тактикой ведут к изменению защитного вооружения, которое должно стать легче и дешевле. И в XVI веке появляется облегченный чешуйчатый доспех гусоку работы знаменитого мастера Мацунага  Хисасигэ. Широкое распространение получает его сокращенная форма когусоку, состоящая только

из грудной пластины, набедренника, наголенников и наручей, служившая для экипировки полчищ рядовых солжат-пехотинцев асигару ("легконогие").

 

В результате всех этих перемен складывается новая система рукопашного боя в облегченном доспехе когусоку, известная под названиями когусоку и коси-но мавари ("окружающее поясницу"). По сравнению с ёрои-кумиути арсенал когусоку был гораздо шире. Здесь и знакомые нам по дзюдо и айкидо броски через бедро, спину, плечо; оригинальные перевороты противника вниз головой с последующим опусканием черепом на мостовую; разнообразные подсечки; болевые приемы на локоть и колено, шейные позвонки. В когусоку уже довольно широко применялись удары, рассчитанные на поражение не прикрытых доспехом частей тела - почек (круговой удар кулаком в обход туловища), паха (удар типа "апперкот" под "юбку" доспеха), колена

(удар ребром стопы) и т.п. Изобретение когусоку приписывается Такэноути Хисамори, который

был силен духом, но мал ростом и слаб телом, а потому мечтал научиться побеждать более сильных и рослых противников за счет ловкости и техники.

 

 

Когусоку в тот период не вытеснило ёрои-кумиути, поскольку самураи высших рангов по-прежнему носили тяжелые доспехи, способные защитить даже от мушкетной пули. В результате многие школы бу-дзюцу ввели в свою программу оба этих вида рукопашного боя. Примером такой системы является известная школа Ягю Синган-рю, где четко разграничивается уровень асигару - когусоку, и уровень буси - ёрои-кумиути, а кроме того имеется еще и дзю-дзюцу - то есть искусство ведения боя без оружия (или с амлыми подручными видами оружия) и без доспехов, но это уже следующий этап эволюции японской борьбы.

 

С окончанием междоусобных войн в начале XVII века в Японии установился долгожданный мир, и   доспехи были навсегда уложены в сундуки. Это вызвало подлинную революцию в мире искусства боя без оружия. Все ограничения, связанные с ведением боя верхом, в доспехах, ушли в прошлое,и взгляду мастеров борьбы открылись невиданные доселе просторы бесчисленных интерпретаций.

XVII век стал временем активного осмысления опыта, накопленного за долгие годы войн. Совершенствовалась техника борьбы, создавались фундаментальные теоретические работы по бу-дзюцу. В результате родилась новая, изощренная система боя голыми руками, получившая имя дзю-дзюцу (известна также под названиями явара, ва-дзбцу, тай-дзюцу и т.п.).

 

Это название, буквально обозначающее "искусстов мягкости", полно глубокого смысла. В основу дзю-дзюцу легла идей одоления противника - безоружного или вооруженного - при помощи упругой податливости, а не силы. Мастер дзю-дзюцу никогда не истощает в борьбе своих сил,а напротив старается измотать врага, чтобы легче было его победить. Он заставляет его делать резкие движения и ловко уворачивается от них. Не ставя жестких блоков, он проворно  отступает, в результате противник, не встретив препятствия и повинуясь закону инерции,  подается вперед. Пропустить силу противника мимо или перенаправить ее, а когда она истощится, добавить свое усилие - вот сущность дзю-дзюцу.

 

Легенды утверждаюь, что впервые сформулировал принцип мягкой податливости врач из Нагасаки по имени Акаяма Сиробэи (в другой версии - Миура Ёсин), который в течении ряда лет изучал в Китае традиционную медицину. Там он познакомился с техникой бросков, болевых приемов и ударов системы, которую он называл хакуда. Вернувшись на родину, он основал частную школу боевого искусства, где начал преподавание техники хакуда. Однако монотонность тренировок   привела к тому, что вскоре почти все ученики отверулись от Акаяма. Через четыре года после   открытия своего доозё врач закрыл его и удалился в буддийский монастырь для стодневной   медитации.

 

Как рассказывает легенда, однажды ранним морозным утром Акияма вышел прогуляться в сад. Здесь его внимание привлекла замечательная картина: накануне выпал обильный снег, и у многих деревьев были сломаны ветви, только ива (по другим источникам - вишня-сакура) стояла как ни в чем не бывало - тяжелые комья снега просто соскальзывали с ее упругих ветвей. Говорят,   Акияма при виде неповрежденных ветвей ивы пережил озарение. В один миг он понял, что   противостоять силе силой бесполезно и губительно, нужно уклоняться от атаки, перенаправлять силу и использовать ее себе на пользу. Этот всеобъемлющий принцип одоления силы мягкостью и податливостью лег в основу дальнейших исследований мастера, который вскоре сумел увеличить арсенал своей системы до 300 (по другим данным - до 70) приемов и создать свою собственную  школу, которая после смерти учителя получила название Ёсин-рю.

Как видим, в этой легенде говорится, что отправной точкой для исследований Акиямы послужило  боевое искусство Китая. Вообще в XVII-XVIII китайские ушу оказали колоссальное влияние на  развитие дзю-дзюцу. Благодаря им в арсенал боевого искусства Японии вошли разнообразные  удары руками и ногами, многочисленные варианты болевых и удушающих захватов.

 

Немалый вклад в совершенствование дзю-дзюцу внесли китайские иммигранты. Среди них наиболее   известен Чэнь Юаньбин (в японском произношении - Тин Гэмпин), познакомивший японских воинов

с боевым искусством Шаолиня. 

Чэнь Юаньбин родился в 1587 году в провинции Чжэцзян и получил хорошее образование. В  возрасте 27 лет он поступил на обучение в знаменитый монастырь Шаолинь, где провел 13 месяцев (1615-1616). Когда ему было 35 лет, в 1621 году, он впервые приехал в Японию, в Киото, в качестве переводчика при посольстве и зимой того же года поступил на службу к князю Мори. В 1625 году он поселился на горе Корин-дзан в уединенной келье ревностного поклонника буддизма Нагатоя Кюбэй из местечка Адзабу Иикура. На месте этой обители на следующий год был выстроен монастырь Корин-дзан Кокусё-дз   и, ставший основным "тренерским центром" Чэнь Юаньбина. Его первыми учениками стали три ронина (бродячих самурая) - Фукуно Ситироэмон , Исогаи Дзиродзаэмон и Миура Ёдзиэмон, а также монах Кюэн и члены семьи Нагатоя.Пройдя обучение у китайского мастера, монахи Кокусё-дзи и семья Нагатоя на протяжении ряда поколений сохраняли традицию Чэнь Юаньбина в неизменном виде, прозвав ее "Гэмпин-рю дзю-дзюцу", а ронины разбрелись по разным провинциям Японии и создали собственные школы, каждая из которых стала истоком для десятков других, благодаря чему имя китайского мастера стало широко известно в среде мастеров бу-дзюцу.

 

Однако Чэнь Юаньбин не был первым, кто познакомил японцев с шаолиньским ушу. Посвидетельству хроник Шаолиня, начиная с XIV века в нем периодически обучались японскиемонахи, многие из которых активно занимались ушу. Так в 1312-1324 годах в Шаолине жил японец, известный под монашеским именем Дачжи. Уже через несколько лет после своего приходав монастырь он стал одним из ведущих специалистов по кулачному бою и искусству владения палкой, и добился такого уважения у китайских собратьев, что был допущен на занятия главногонаставника Шаолиня по ушу мастера Хуэйвэня, который впервые в истории монастыря передал иностранцу секреты техники боя с 18 каноническими видами оружия.

 

В мае 1327 года в Шаолинь пришел сын Дачжи, принявший монашеское имя Дэши. Он должен был провести в монастыре три года, но монахи, подружившиеся с умным, трудолюбивым и дружелюбным японцем, упросили настоятеля разрешить Дэши остаться в монастыре еще на несколько лет, благодаря чему он получил возможность овладеть "тайными" разделами кулачного искусства, к изучению которых допускались лишь старшие монахи.

 

В 1347-1379 годах в Шаолине обучался японский монах, известный под китайским монашеским именем Чжаоюань. В "Хрониках Шаолиньского монастыря" о нем говорится: "Он искушен в китайском языке и каллиграфии. Сначала он занимал пост делопроизводителя, а затем - старшего монаха, к тому же он в совершенстве овладел техникой шаолиньского боевого искусства".

 

"Хроники воинских дел" ("Будо дэнрайки") сохранили имена некоторых мастеров дзю-дзюцу периода междуусобных войн XV— XVI столетия, таких, как Хито-цубаси Дзёкэн и Сэкигути Дзюсин. Однако об их жизни и деятельности почти ничего не известно. Большинство сведений о мастерах бу-дзюцу заключено в своде "Биографии основателей школ" ("Дэнсё"), также неполном и малодоступном. Описания, содержащиеся в "Дэнсё", относятся главным образом к эпохе Токугава — периоду продолжительного мира, когда после нескольких веков беспрерывных смут самурай мог наконец самозабвенно посвятить себя любимым занятиям и вволю порассуждать на тему о воинских искусствах. Количество школ дзю-дзюцу при Токугава достигло рекордной цифры — около семисот.

 

На общем фоне своей несомненной близости к шаолиньскому кэмпо вьщсляется своеобразная школа начала XVII в., известная как Коппо ("Наука об укреплении костей"). Суть системы сводилась к cверхъестественному укреплению мускулатуры и превращению ее в настоящую броню путем многолетнего "набивания". Кроме того, специальной диетой и различными снадобьями достигалось укрепление костной ткани, которая могла выдержать удар большой силы. Важное значение придавалось также сосредоточению жизненной энергии (ки). Коппо, не снискавшая популярности из-за трудностей в тренировках, прославилась благодаря подвигам отдельных героев. Самым знаменитым из них был Сасаки Гороэмон из клана Кисю, который, по преданию, ногой колол булыжники, лбом пробивал стены и рукой мог срубить молодое деревце.

 

 

В XVII-XVIII веках дзю-дзюцу достигло своего расцвета. Новые школы росли как грибы, и

число их достигло рекордной цифры 700. На общем фоне своей мощью, изощренностью и

эффективностью выделялись Араки-рю, Асаяма Итидэн-рю, Дайто-рю,  Ёсин-рю,  Итин-рю,   Кираку-рю,

Кито-рю,  Куки Синдэн-рю,  Кусин-рю, Мусо-рю, Рёи Синто-рю,  Сосуйси-рю, Сибукава-рю,

Син-но Синдо-рю, Синсин-рю,  Сибукава-рю, Такэноути-рю, Тэнсин Синъё-рю, Ягю Синган-рю.

 

Дзю Дзютсу благородное искусство

 

 

 

В период междуусобных войн благородное "искусство мягкости " получило повсеместное распространение на Японских островах.Многочисленные школы возникали в каждой провинции и в отличие от школ прошлых столетий совершили качественно новый шаг вперёд. В "Хрониках воинских дел" ("Будо дэнрайки") упоминаются мастера  Хито-цубаси Дзёкэн и Сэкигути Дзюсин. В другом документе -   "Биографии основателей школ" ("Дэнсё"), относящемуся к более позднему периоду - эпохе Токугава , гораздо больше сведений.Так  там описывается более ста школ, а общее количество школ дзю дзюцу в этот период оценивается  в семьсот.

 

 

Многие школы того преиода включали техники работы с оружием и собственно дзю дзюцу.. Так, из сочетания кэн-дзюцу и дзю-дзюцу родились школы Араки-рю (основана Араки Матаэмоном в начале XVII в.), Асаяма итидэн-рю, Мусо-рю, Син-син-рю, Ёсин-рю, Кураку-рю, Итин-рю Тэндзин синъё-рю (синтезировавшая традиции Ёсин-рю и Син-но синдо-рю и прославившаяся такими мастерами, как Минамото-но Масатори и Янаги Сэкидзай). Самурайский клан Курода вошел в историю дзю-дзю-цу благодаря заслугам Сасабара Сиродзаэмона, основателя мощной школы Рёи синто-рю (XVII в.), конкурировавшей впоследствии с мастерами дзю-до, питомцами доктора Кано на решающем турнире.

 

Влиятельная школа Ягю-рю, основанная в конце XVI в. Ягю Мунэёси, известна всвязи с Ягю Мусэмори, наставником   фехтования при дворе сёгуна Токугава Иэмицу,—того самого, которому адресовал свои назидания преподобный Такуан.

 

Куки синдэн-рю - "Божественная традиция семьи Куки" была основанна Якусимару Курандо Такадзанэ в середине XIV века и представляет ис себя типичную семейную систему комплексного рукопашного боя.Она включает в себя  кэндзюцу, бодзюцу, нагинатадзюцу, яридзюцу. дзёдзюцу,   кусаригамадзюцу,сюрикендзюцу  и конечно дзюдзюцу - безоружную технику. Куки Садатака (XVII век) познакомил с учением семейной школы Окуни Кихэя Сигэнобу из провинции Идзумо, который к тому времени уже был 29-м патриархом школы Тёсуй-рю, созданной по преданию Отомо Комаро, изучавшим искусство рукопашного боя у китайского мастера Цзянь Чжэня, приехавшего в Японию в правление императрицы Кокэн (749-758), и известной под названием "Тёсуй-рю дакэн-дзюцу" - "Искусство кулачных ударов Тёсуй-рю". С Окуни Сигэнобу берет начало "внешняя" ветвь (в противоположность "внутренней" ветви семьи Куки) Куки синдэн-рю.

 

Такаги Ёсин-рю - "Школа возвышающегося сердца семьи Такаги" - ветвь одной из крупнейших школ японских бу-дзюцу Такаги-рю. Она включает в себя технику боя шестом, копьем, алебардой, метание сюрикэнов и дзю-дзюцу. По преданию, основы Такаги-рю заложил буддийский монах Унрю - "Текущее облако" - из провинции Рикудзэн, что на севере Хонсю. Произошло это в 1570 году. Унрю передал свое учение некоему Ито Кии-но Ками Сукэтаде, который положил в основу своей системы технику боя длинным шестом и разработал приемы с копьем, алебардой, короткой палкой, мечом и кодати. С начала XVII века эта традиция стала передаваться в небольшой самурайской семье Такаги, служившей князьям Сироиси и давшей свое имя этой школе бу-дзюцу. Большую роль в становлении Такаги-рю сыграл Такаги Ориуэмон Сигэтоси (1625-1711), который добавил к имевшейся технике некоторые приемы сумо и разработал систему борьбы без оружия (тай-дзюцу) из 48 приемов. Такаги Ориуэмон передал секреты Такаги-рю своему сыну, Такаги Уманосукэ (1656-?), который начал открытое преподавание Такани-рю как комплексное бу-дзюцу. Уманосукэ называл свою технику Такаги-рю тай-дзюцу косино-мавари, или эмоно-дори ("захват оружия") и больше всего любил работать копьем. При нем Такаги-рю получила распространение во многих районах Овари.

Со временем Такаги-рю разделилась на 3 ветви. Одна из них, созданная Иситани Такэои Масадзи, получила название Иситани Такаги Ёсин-рю. Среди учеников Иситани были Такамацу Ёсиёси и  Иситани Мацутаро. Мацутаро в детстве убежал из дома, поскольку не вынес тягот тех тренировок, которые заставлял выполнять его отец, изучил школу Кукисин-рю у Акиямы Ётаро и позже соединил Такаги Ёсин-рю и Кукисин-рю в единую систему.

 

Сэкигутирю была создана Сэкигути Ясугоро из Кюсю и основанна на бросках и болевых приёмах.Особой заслугой Сэкигути стало введение  - рандори - учебных поединков, позволивших поднять уровень подготовки бойцов.В скором времени рандори было заимствованно и другими школами.

К наиболее часто упоминаемым в хрониках школам можно отнести - Мидзу Синторю,Синмиорю,Сэйгорю,Арагакирю, Асаяма Итидэнрю,Киторю, Косинрю,Консинрю, Киракурю, Ёсинрю,Мусорю, Рёи Синторю,Син но Синдорю, Синсинрю, Такаги Ёсинрю, Катори Синторю, Тэнсин Синъёрю, Хисагэ Такараямарю,Ягюрю и т.д.

 

Каждая из школ практиковала как правило технику с оружием и безоружные техники, отдавая предпочтение тем или иным аспектам - броскам , заломам, ударам или удушениям.Школы чаще всего ожесточенно соперничали друг с другом, доказывая превосходство броска через бедро, подсечки опорной ноги или удара кулаком в переносицу. Различия между ними заключались в постановке дыхания, способах аккумуляции ки, базовых стойках и в преобладании той или иной группы приемов: бросков с участием корпуса и бедер, бросков при помощи болевых заломов рук, удушающих захватов или подсечек с подкатом, рубящих или тычковых ударов.

 

К середине девятнадцатого века школ дзю дзюцу насчитывалось около тысячи.

 

 

 

Создание Дзю До

 

 

 

Тот путь, который проделал Дзигоро Кано во многом определил развитие боевых искусств Японии в двадцатом столетии, ибо по его стопам позднее пошли М.Уэсиба, Г.Фунакоси и многие другие мастера.Стремясь сохранить богатейшее наследие предков, Кано тем не менее понимал о необходимости реформирования дзю дзюцу , придания ему цивилизованного имиджа, с сохранением прикладного значения.Однако главным открытием Кано стало превращение дзю до в популярнейший вид спорта, ставший в настоящее время поистине интернациональным и включённый в программы Олимпиад.Название - " дзюдо" использовалось в школе дзю-дзюцу "Дзикисин-рю" для обозначения боевого искусства этой школы, делавшего ставку на приемы, которые не были смертельными. Кано возродил этот термин, стремясь превратить дзю-дзюцу в "боевой спорт" для физической тренировки и общего образования молодежи.

 

Он говорил: "Цель дзю-до - понимание и демонстрация живых законов движения". Для этой цели Кано Дзигоро отобрал ряд движений туловища, рук и ног из арсенала дзю-дзюцу, которые были особенно эффективны в рукопашном бою. Эти приемы охватывали сферы боя в партере и в стойке, Кано Дзигоро использовал такие варианты этих техник, которые позволяли нарушить равновесие противника (кудзуси) и обездвижить его. Конечной целью была способность нейтрализовать противника, Так Кано Дзигоро создал систему самозащиты, которая изучается в сочетании с овладением общими законами движения. Для изучения необходим партнер. Дальнейшая тренировка перерастает в обучение свободному поединку (рандори , а котором противник, или "подчиняющийся" (укэ), бросается на мат и обездвиживается "бросающим" (тори). Тренировка и соревнования происходят в дзю-додзё (сокращённо додзё), на полу, покрытом матами-татами для смягчения падения (укэми). Как и во всех боевых искусствах, практикующий дзю-до (дзюдо-ка) стремится досчичь гибкости всего тела и конечностей, скорости движений тела (таи-са6аки) и совершенного равновесия посредством управления дыханием и сосредоточения энергий в Хара (расположенном в нижней части живота центре равновесия и резервуаре внутренней энергии), а также посредством тщательного изучения технических приемов своего искусства. В дзю-до должен царить дух отрешенности и безмятежности. Ученик должен стараться пребывать в состоянии постоянной бдительности "хантай", не допуская "мертвых движений" (бонно). Вооруженный дисциплинированным умом, спокойный и безмятежный, управляющий своим телом и реакциями ученик легко сможет повергнуть наземь любого противника.

 

Дзю-до было создано в токийском буддийском храме Эйхо-дзи в 1882 г. Оно быстро развивалось, и первый чернопоясный ранг был присвоен Кано Дзигоро его ученику Тайре Сиро уже в 1883 г. Когда Кано Дзигоро в 1889 г. отправился в Европу, чтобы преподавать свою технику, в его додз насчитывалось около 600 учеников. После демонстрации искусства дзюдо, устроенной в Марселе в том же году, первые додзе были основаны во Франции, в частности в Париже. Вернувшись в Японию, Основатель продолжил свою работу и в 1922 г. создал Кодокан, которому предстояло стать официальным центром движения дзю-до. С конца девятнадцатого столетия Великобританию посещали различные инструкторы японского дзю-дзюцу. (Тогда-то и вошло в обиход искаженное название этого боевого искусства - "джиу-джитсу"). Затем стало усиливаться влияние дзю-до. В 1920 г. Кано Дзигоро посетил Лондон и принял местные сообщества дзю-до и дзюдзюцу в Кодокан в качестве зарубежных филиалов. К 1956 г, дзюдо стало обязательным спортом во всех японских школах, и некоторое время японцы побеждали на всех мировых чемпионатах. Но, в 1961 г. голландец-гигант Антон Гесинк победил японского чемпиона Сонэ, и с тех пор стало очевидно, что преимущество находится на стороне более рослых и тяжелых борцов, Признание этого факта привело к созданию в дзю-до весовых категорий, как в боксе. Этот шаг противоречил всей концепции дзю-до, сформулированной Кано Дзигоро, но в послевоенные годы западные организации дзю-до стали относиться к дзю-до все больше и больше как к спортивному единоборству и все меньше и меньше - как к образу жизни, Это постепенно привело к идеологическому расколу между спортивно-ориентированными дзюдо-ка и теми, кто продолжал придерживаться идеалов Основателя и традиций японских боевых искусств. Подобную двойственность можно наблюдать, во всех боевых искусствах, покинувших родные берега и пустивших корни в странах Запада. Разделение борцов на весовые категории совпало по времени с Олимпийскими Играми 1964 годав Токио. Это было отчасти и своевременно, так как японцы меньше всего хотели быть полностью разгромленными в своей собственной стране. Хотя Геесинк, а позже его соотечественник Руска доминировали в категории тяжеловесов, японцы оставались чемпионами в других категориях на чемпионатах мира. И только в 1969 г. японский тяжеловес Синомани стал чемпионом, победив Руску в Мексике. Со времени своего дебюта в качестве олимпийского вида спорта в 1964 г. дзю-до несколько раз меняло правила и весовые категории. Мировые чемпионаты начались в 1956 г. и проводятся каждые два года. Первый Чемпионат Европы по дзю-до среди мужчин состоялся в 1951 г. (его выиграла французская команда); среди женщин - в 1982 г. С 1974 г. проводится также Кубок Европы. Кано Дзигоро всегда был решительно против всяких публичных состязаний, поскольку он считал, что дзю-до должно быть личным искусством для тренировки ума и тела. Сущность дзю-до содержится в клятве, которую дают ученики при вступлении в Кодокан:

1. Вступив в Кодокан, я не брошу учебу без уважительной причины. Я не опозорю Додзё.

2. Без разрешения я никому не открою секретов, которым меня обучили.

3. Сначала как ученик, потом как учите… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz